В этом мире есть две категории отношений: дружественные и враждебные. Те отношения, которые основаны на принятии и заботе — дружеские, а те, что основаны на корысти и эгоизме соответственно вражеские.
Часто люди вступают в отношения будь то дружбы, семейные, романтические, бизнес и д.р. но сами не осознают, что по факту они преследуют разные цели. Одни хотят непосредственно самих отношений (к примеру брак), другие — то, что эти отношения и сам партнер могут принести: любви, удовлетворенности и счастья. Если человек обладает мудростью, он будет относиться к первым, а кто руководствуется себялюбием — ко вторым.
Например, если пара вступает в романтические отношения, девушка идет на связь ради отношений, а юноша ищет любви. Если вдруг возникает конфликт, то тот партнер, кто живет ради отношений:
1. обладая мудростью, будет понимать, что могут быть разные обстоятельства и для того чтобы отношения поддерживать и продолжать, следует поступать рассудительно и аккуратно, где-то смягчиться, а где-то наоборот собраться, он не будет переходить на личности.
2. не обладая знаниями о сути отношений, будет сетовать на недопонимание, изнуряя партнера требованиями войти в его ситуацию. Что касается второго партнера, который живет ради удовлетворенности и любви, столкнувшись со сложностью или нарушением комфорта, часто решает выйти из отношений и искать любви с кем-то другим. После того, как произошел разрыв отношений, первый при наличии мудрости сохранит целостность, т.к. физическое присутствие партнера и обладание им не являются основным критерием отношений, в нашем случае девушка может до конца жизни сохранять отношения в сердце, хотя и будет открыта старому и новому партнеру, но в случае с юношей — потеря будет составлять не только партнера, но сами суть отношения, и нередко такой будет считать того, кто принес страдания — врагом. Впрочем и девушка может возненавидеть весь мужской пол, если она в неведении о сути отношений.
2. не обладая знаниями о сути отношений, будет сетовать на недопонимание, изнуряя партнера требованиями войти в его ситуацию. Что касается второго партнера, который живет ради удовлетворенности и любви, столкнувшись со сложностью или нарушением комфорта, часто решает выйти из отношений и искать любви с кем-то другим. После того, как произошел разрыв отношений, первый при наличии мудрости сохранит целостность, т.к. физическое присутствие партнера и обладание им не являются основным критерием отношений, в нашем случае девушка может до конца жизни сохранять отношения в сердце, хотя и будет открыта старому и новому партнеру, но в случае с юношей — потеря будет составлять не только партнера, но сами суть отношения, и нередко такой будет считать того, кто принес страдания — врагом. Впрочем и девушка может возненавидеть весь мужской пол, если она в неведении о сути отношений.
Разберем другой пример: когда мать лишается чада по причине болезни или несчастного случая. Если она обладала мудростью и заводила ребенка для отношений (материнства), то даже после его смерти она не лишится их, проявляя мягкость и заботу к другим детям, животным, окружающим. Часто говорят: “Человек продолжает жить в моём сердце”. Но если женщина в невежестве и хотела ребенка для своего личного счастья, то часто даже наличие объекта отношений приносит только беспокойства и сложности, а, потеряв, быстро ищут утехи с другим (так часто люди в печали заводят домашних животных).
К сожалению в настоящее время тех, кто обладает мудростью (Знанием о сути отношений) считанные единицы.
На Востоке, в частности в индийской философии, все отношения рассматриваются в трех качествах:
- Дхармы (природы, назначения);
- Бхавы (настроения, эмоций, чувств);
- Расы (вкусов, сути).
Те отношения, которые выступают благоприятной средой для этих трех качеств — всегда будут крепки и дужественны. Партнерам следует способствовать гармонии вышеперечисленных аспектов, тогда отношения будут приносить много любви и красоты. Но если люди не сведущи в вопросах отношений и будут нарушать принципы назначения (дружбу путать с бизнесом), допускать неуместные эмоций и проявления чувств, нарушая настроения, а так же переходить черту во вкусе (выражать кому-то формальное почтение или вожделеть), это будет приводить к конфликтам, и как следствие — порождать враждебность. Часто можно наблюдать, когда добрые и любовные поначалу отношения, после дискомфорта в одном из трех качеств окрашиваются в категорически противоположные, злобные и враждебные.
Итак, просвещенность так или иначе играет ведущую роль в достижении успеха в любых взаимоотношениях. К сожалению сегодня социальные институты, призванные как раз распространять знания о принципах и тонкостях отношений (психологи, педагоги, духовенство, политики), способствуют больше насаждению заблуждений и порождению духа враждебности.
Всю свою жизнь человек действует, побуждаемый желаниями обрести счастье и избежать печали. Именно для обретения счастья человек вступает и поддерживает отношения, а если приходит печаль, то он их разрывает. Мало того, выйдя из одних отношений, опять в ожидании заветного “счастья” заводит новые. Не понимая, что сами собой отношения лишь средство для обретения радости или прихода печали, а не их причина.
В древних Упанишадах говорится:
Двитиядвай бхаям бхавати
“Страх приходит от второго (инородного, иного, отличного, другого)”.
Брихадараньяка Упанишада
Удара мантарам куруте атха тхасья бхаям бхавати
“Где есть даже толика чувства раздельности, там обязательно страх”.
Тайтария Упанишада
Если отношения согласованы в Дхарме, Бхаве и Расе и человек не проявляет “Бхед-буддхи” сознания дискриминации (отличия, разности) там будет мир. Но где присутствует сознание разграниченности обязательно появляется страх и вражда. Основные причины страхов:
- неудобства в вопросах назначения (Дхармы), настроения (Бхавы) и вкуса (Расы) взаимоотношений;
- возможность разрыва отношений;
- вероятность разлуки со счастьем.
Потому объекты, средства и причины дискомфорта или разлуки человек воспринимает как нечто враждебное.
Те, кто хотят избавиться от врагов и враждебности в жизни, должны принять принципы “Саматвы” подобия, единства и “Маматвы” сродства, расположенности (бук. материнство), и уйти от ментальности дискриминации “Бхед-будхи”.
“Саматва” — качество, которое приходит от осознания, что все люди братья, имеют общую платформу человечности, а все живое — соседи на Планете и достойно жизни в сотворенном Господом мире. “Самата” — фундамент благодушия, гуманизма, сострадательности и миролюбия. В Индии именно это качество в людях сохранило отношение ненасилия даже по отношению к животным (целая страна вегетарианцев), возможность принятия других вероисповеданий (самое большое количество конфессий и религий), а также здраво решать вопросы перенаселения (вторая по плотности страна в мире).
“Маматва” — качество, которое располагает к другим. Когда мы принимаем за своё и своего. Например, обращение к незнакомому мужчине: “Мой брат”, а к пожилым женщинам “Матушка”, к женщинам: “Сестра”, или в общественном собрании: “Мои друзья”… Это не эгоистическое присваивание, а открытость, полная свобода от дискриминационных настроений, подозрений и страхов.
Именно наличие этих качеств в человеке формирует качество его жизни. Человек замкнутый, в невежестве воспринимая мир как потенциальную угрозу, проводит всё время в страхе, занят обороной и критикой (начиная с постройки высоких заборов, заканчивая личными подземными убежищами с длительными запасами продовольствия на случай ядерной войны). Если разобраться, такой человек не живёт, у него нет времени на близких, друзей и социум, т.к. он старается не вступать в отношения боясь ответственности. И совсем другая ситуация с человеком у которого мир — дружелюбен… Тут место яркой радостной жизни, в кругу большой семьи или компании, тут ответственность, исполнение предназначения, а с этим и заветное счастье.
Человеку нужно научится придерживаться принципов согласованности в Дхарме, природе, Бхаве, настроений и Расе, вкусе отношений с миром и другими, с этим причины беспокойств и страх потеряют своё влияние (интенсивность), человек будет ясно обозревать ситуации и мир вокруг, из его поля деятельности уйдёт своекорыстие и лицемерие, придёт стабильность в отношениях и в жизни. Такая личность сможет уверенно сказать: “Никто мне не враг”, передать эту мудрость детям и прибывать в мире дружелюбия, любви и красоты.
© Индийская Школа Естествознания